пятница, 21 июня 2013 г.

Жизнь после Windows

Без малого 16 лет я просидел на компьютерах с операционными системами от Microsoft. Большую часть этого приличного отрезка времени я работал на Windows XP, и до сих пор считаю её лучшей операционной системой для себя. Но вот уже более двух недель я сижу на Xubuntu, используя его основной системой. Поэтому появился этот пост.

Linux versus Windows

Я не буду расписывать, какая ужасная одна система и как прекрасна вторая (безотносительно к их названиям), равно как и не буду агитировать за выбор в ту или иную пользу. Хочу просто рассказать о том, чего мне не хватает в Linux после перехода с системы, в которой за длительное время работы уже сформировались определённые предпочтения к инструментам для работы и развлечений.

Этот пост призван показать, что на Windows свет клином не сошёлся и во многих случаях на компьютере вполне достаточно свободной операционной системы, общение с которой не является чем-то сложным. А иногда этот вариант даже предпочтительней.
Начну с основной причины перехода на Linux и выбора между несколькими разновидностями одного из наиболее популярных среди пользователей дистрибутивов – Ubuntu.

Дело в том, что с недавнего времени мой совсем не новый компьютер стал постоянно завершать с ошибкой ежедневно используемое мной приложение (нет нужды приводить его название, скажу только, что использование мной этого довольно ресурсоёмкого приложения не нарушает каких-либо лицензионных соглашений с разработчиками и честно оплачено). А после одного из обновлений, ошибка стала возникать даже при стандартном закрытии программы.

Как я писал в своём вступительном посте, посматривать на Linux я стал пару лет назад, поэтому некоторые представления о системе, в частности, возможность запуска некоторых Windows-приложений с помощью программы Wine я уже имел. А учитывая возможность запускать Ubuntu с диска без установки, мне не составило проблемы проверить, будут ли иметь место те же ошибки, что и в Windows XP при работе необходимого мне приложение в неродной среде.

Программа заработала без ошибок, хотя стоит отметить, что с немного пониженной производительностью. По всей видимости, это связано с тем, что Wine не поддерживает распараллеливание процессов на несколько ядер. В Сети есть информация о чудесном патче, позволяющем в некоторых случаях это сделать, но это другая история.

Что касается конкретного дистрибутива, я напомню, что остановился на Xubuntu 13.04, то скажу, что выбор пал на него после сравнения возможности "настройки под себя" с несколькими другими дистрибутивами Ubuntu (10.04 и более поздние), Lubuntu 12.04 и даже Debian. При всём уважении к создателям и пользователям Debian (которая небезосновательно считатся самым стабильным и перепроверенным дистрибутивом, собственно и давшим жизнь Ubuntu) должен сказать, что мне он понравился меньше всего из-за количества дополнительных телодвижений, требуемых для установки, приведения в чувства и настройки системы.

Xubuntu "из коробки" позволяет довольно гибко настроить рабочее место, хотя его интерфейс может многим показаться немного угловатым. К счастью, я отношусь к тем пользователям, которые в Windows XP и даже в Windows 7 используют классическую тему оформления, поэтому для меня это некритично. Вдобавок, окружение рабочего стола в Xubuntu менее требовательно к ресурсам системы, чем в самой Ubuntu, а в Lubuntu при нетребователых запросах настройка по гибкости значительно уступает таковой у Xubuntu.

System bar. Custom settings of time
Пользовательские настройки отображения времени в системной панели [10.8 КиБ]

После того, как определился с дистрибутивом и попробовал его на пригодность к использованию, я установил его второй системой, т.к. при запуске с диска в режиме Live CD, не предусматривающем установку и какие-либо изменения структуры данных на диске, после перезагрузки всех внесённых изменений не окажется, а смысла настраивать всё заново после каждого нового входа в систему я не нахожу.

Кажется, пришло время перечислить то, что мне понравилось здесь по сравнению с Windows XP/7, а также то, чего не хватает.

Итак, начнём. Плюсы, какими их вижу я:
1. Сразу после установки присутствуют приложения для работы с документами, тогда как в Windows офисный пакет требуется как минимум устанавливать отдельно (если вы планируете используете бесплатные программные продукты типа OpenOffice.org или LibreOffice), а иногда ещё и приобретать. Если имеющиеся приложения не удовлетворяют потребности, вы вправе установить другие (те же Linux-версии LibreOffice или OpenOffice.org).
2. Наличие виртуальных рабочих столов и выбор их количества. На картинке с настройками отображения времени (двумя абзацами выше) вы можете увидеть миниатюры виртуальных рабочих столов правее часов. На данный момент активное окно Firefox занимает весь рабочий стол, поэтому его иконка занимает всю миниатюру.
3. Возможность без использования дополнительного ПО закреплять выбранные окна поверх остальных выбором пункта в контекстном меню окна или настройки степени прозрачности для определённых окон в системе. Схожей функциональностью обладает используемая мной в Windows XP утилита PowerMenu, а вот в Windows 7 она не работала должным образом.
4. Обновление львиной доли установленного программного обеспечения в одном месте (Менеджере обновлений), частота проверки обновлений может настраиваться.
5. Загрузка системы субъективно происходит быстрее.

Минусы:
1. Отсутствие версий программ, с которыми свыкся за много лет работы на платформе Windows. Всё-таки там выбор софта разнообразнее. Да и поиск подходящего инструмента занимает время. Частично решил проблему с помощью запуска тех же Windows-версий программ в Wine. Думаю, я напишу несколько постов об используемых программах в ближайшее время.
2. Просмотр FullHD видео происходит с подтормаживанием на той же конфигурации компьютера, на которой в Windows эти же видеофайлы воспроизводятся обсолютно гладко. Приемлемая скорость видео 1080p в Xubuntu достигается на моем компьютере только в видеоплеере VLC, но при воспроизведении периодически видны смещения верхней части кадра отностительно нижней, а в файлах с сетевого накопителя изредка на несколько секунд картинка "рассыпается" на квадратики.
Добавление: Спустя некоторое время после написания этого поста появилась дополнительная информация о том, как смотреть видео высокой чёткости в Linux.
3. После многолетнего каждодневного многочасового использования Windows XP приходится прикладывать усилия, чтобы найти или запустить что-то, т.к. раньше это происходило по-другому и некоторые движения уже доведены до автоматизма.
4. От скриптов, используемых в Windows для облегчения рутинных операций в родном для Windows WSH, сейчас толку нет: здесь другой скриптовый язык/языки, придётся переучиваться.

P.S.
Для себя понял: мой следующий компьютер, железная начинка которого скорее всего уже не будет поддерживать Windows XP, будет работать на дистибутиве Linux, но, вероятно, внутри установленного там VirtualBox будет бегать как раз так долго служившая мне верой и правдой Windows XP, пусть даже со своими недостатками, но для задач, которые софту, отсутствующему/неработающему под Linux, не по силам.

1 комментарий:

  1. Наверное, пора бы чиркануть пару слов, как оно дальше сложилось с Linux после Windows.

    Итак, я полноценно в домашних условиях (ежедневно) использую Linux уже 9-й год. И это по-прежнему дистрибутив Xubuntu (уточню, что номер версии периодически меняется, а то подумаете ещё... :D ), как правило, это LTS-релизы (релизы с долгосрочной поддержкой). В апреле ожидается очередной LTS – 22.04, так что вероятнее всего, спустя какое-то время после его выхода, я перейду на него. Виртуальные машины с Windows дома не использовал уже много лет. Вот на работе... На работе приходилось. А дома я уже и не помню, с какой стороны была кнопка [Пуск] (это шутка; конечно же, помню).
    Софт для своих нужд нашёл практически весь, Wine использую, но уже минимально, т.к. основные инструменты уже давно нативно линуксовые (ну или мультиплатформенные).
    Вместо WSH-скриптов теперь "рулят" скрипты на Python 3, и я не скучаю по "былым временам", т.к. новый (для меня) язык нравится мне больше.
    Мультимедия воспроизводится, игры (нужные) играются, утилиты применяются.
    Наверное, можно отметить, что ICQ, иконку которого можно заметить в трее на скриншоте 2013-го года, больше я не использую. Но оттуда уже практически все перешли на что-то более современное, и поэтому я тоже помахал ему рукой лет пять назад.

    Вот такое промежуточное подведение итогов. Ну, по всей видимости, это не конец, т.к. возвращаться на Windows я не планирую и всячески постараюсь этого избежать, но, припоминая 2-й абзац статьи, воздержусь от агитации. Просто можете за меня порадоваться.
    Всем стабильной работы устройств и полезной автоматизации! Ура!

    ОтветитьУдалить

Если у вас есть что сказать и/или вы не согласны с изложенным в посте – оставьте комментарий. Регистрации не требуется.

If you think I'm wrong and/or you have to say something – fill free to write comment. No sign up required.